Несмотря на разнообразие марок и моделей, общее устройство скутеров стандартно.
Все скутеры состоят из рамы, двигателя, органов управления, трансмиссии, ходовой части, тормозной системы, системы питания, электрики, пластика и дополнительного оборудования.
Рама скутера
Это основа для крепления всех узлов и агрегатов. От ее прочности зависит не только срок службы скутера, но и безопасность водителя и окружающих. Все производители стремятся максимально увеличить прочность рамы, при этом сделать ее как можно легче.
Двигатель скутера
Скутер, в большинстве случаях, комплектуется одноцилиндровым 2-тактным или 4-тактным двигателем с воздушным или водяным охлаждением.
Некоторые максискутеры комплектуются 2-х цилиндровым двигателям, например SUZUKI SkyWave 650.
Органы управления скутера
Все основные органы управления скутером находятся на руле (кроме моделей с ножным тормозом).
Распределены они следующим образом:
На левую часть руля:
- Рычаг заднего тормоза или сцепления (рычаг отсутствует на скутерах с полуавтоматической коробкой передач)
- Переключатель указателей поворота
- Переключатель ближний/дальний свет
- Кнопка кратковременного включения дальнего света (на некоторых моделях)
На правую часть руля:
- Рычаг переднего тормоза
- Кнопка запуска двигателя (злектростартера)
- Переключатель внешнего освещения выкл/габариты/свет фары (Не на всех моделях. Часто этот переключатель отсутствует, т.к. конструктивно свет горит всегда)
- Кнопка аварийной остановки или "аварийка" (на некоторых моделях)
- Кнопка остановки двигателя (на некоторых моделях)
В зависимости от марки и модели скутера приборная панель скутера может содержать:
- Спидометр
- Одометр
- Тахометр
- Указатель уровня топлива
- Указатель температуры охлаждающей жидкости (для моделей с жидкостным охлаждением)
- Индикатор указателей поворота
- И индикатор низкого уровня масла
- Информер включенной передачи
Замок зажигания скутера выполняет следующие функции:
- Включение зажигания
- Блокировка руля
- Открытие подседельного багажного отделения "ямы" (на некоторых моделях)
Трансмиссия скутера
На скутерах существует следующие виды трансмиссии (передача крутящего момента от коленвала до колеса):
- Вариатор - редуктор (колесо крепится непосредственно на двигатель)
- Цепной привод - редуктор (колесо крепится непосредственно на двигатель)
- Механическая коробка передач - цепь (крутящий момент на колесо передается цепью)
Ходовая часть скутера
Под ходовой частью скутера понимают колеса (диски и резину), передние и задние амортизаторы скутера.
Тормозная система скутера
Важность тормозов трудно недооценить.
Тормозная система на скутерах бывает:
- Гидравлическая;
- Механическая;
- Комбинированная.
Основными элементами является:
- рычаги (педаль) тормоза
- тормозные тросы и шланги
- тормозные колодки
- суппорты
- тормозные диски
Подробно о тормозной системе скутера можно почитать в отдельной статье "Тормозная система скутера"
Система питания скутера
Под системой питания, понимается система подачи топлива.
Основные элементы:
- Бензобак
- Топливопровод
- Карбюратор
- Впускной коллектор
- Воздушный и топливный фильтры
Электрика скутера
Основные элементы электрооборудования:
- Генератор
- Аккумуляторная батарея (АКБ)
- Электропроводка
- Стартер
- CDI (коммутатор)
- Катушка зажигания
- Реле стартера
- Реле поворотов
- Реле-регулятор напряжения
- Свечи
- Лампочки
Дополнительное оборудование
К дополнительному оборудованию скутера можно отнести:
- Зеркала заднего вида
- Защитные дуги и слайдеры
- Кофры